Экологические проблемы в Липецке-обращение к Президенту РФ
|
Президенту российской Федерации,
Председателю Совета безопасности, гаранту Конституции Российской Федерации Медведеву Дмитрию Анатольевичу, 103132, Москва, улица Ильинка 23, _______________________________ Федоров Александр Михайлович, 398046, г. Липецк, А/Я № 917 ОБРАЩЕНИЕ Уважаемый господин Президент РФ! В соответствие со Статьёй 12 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года №7 «Об охране окружающей среды» обращаюсь к Вам, как гаранту Конституции РФ по обеспечению права граждан на благоприятную среду обитания и достоверную информацию о её состоянии. В декабре 2006 года Счётная палата РФ провела проверку природоохранной деятельности Новолипецкого металлургического комбината (ОАО НЛМК). Данные опубликованы на официальном сайте Счётной палаты РФ, (бюллетень №11(119) 2007***://www.ach.gov.ru/ru/bulletin/252/). Экологическая ситуация в Липецке признана критической. Проверкой установлено, что предельно-допустимые выбросы (ПДВ) установлены для ОАО «НЛМК» в размере 391819 тонн. В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ: «предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов». Проверкой установлено, что валовые выбросы предприятия составили в 2000 году 473273 тонн, в 2001 году 489614 тонн, в 2002 году 517861 тонн, в 2003 году 504644 тонн, в 2004 году 403971 тонн, в 2005 году якобы только 373336 тонн потому, что валовые выбросы даже не достигли ПДВ. Специалисты Счётной палаты РФ были в недоумении от таких «достижений» комбината – выбросов 391819 тонн загрязняющих веществ. Валовые выбросы могут достигать 391819 тонн только после выполнения всех природоохранных мероприятий и с учётом отсутствия превышений допустимых концентраций для населённых мест. Природоохранные мероприятия не выполнены в полном объёме до сих пор, о чём свидетельствуют уровни загрязнения атмосферы города. Письмо Начальника ГУ «Липецкий ЦГМС» С.Козловского (с приложением на запрос от 30.12.2008 года о загрязнении атмосферного воздуха) указывает на незначительное снижение загрязнения атмосферного воздуха в 2005 году. Однако по взвешенным веществам - сероводороду, фенолу, формальдегиду и бенз(а)пирену оставались существенные превышения концентраций. Это является доказательством того, что указанные валовые выбросы значительно занижены. Если бы такие уровни действительно имели место, то превышений в зоне проживания граждан наблюдаться не должно! На протяжении длительного времени ОАО «НЛМК» выдавало сверхнормативные выбросы за якобы временно согласованные выбросы. Однако, как оказалось при проверке - согласовывать уровень выбросов на тот момент было не с кем, и предприятие совершило служебный подлог, внеся в документы подпись давно несуществующего (реформированного) органа. На протяжении длительного времени ОАО «НЛМК» фактически дискредитировало Управление Государственной статистики РФ, направляя туда заниженные данные. В результате таких манипуляций с выбросами – 22 ноября 2005 года «За вклад в улучшение экологической ситуации» (читайте за фальсификацию данных) в Кремле были награждены: мэр города Михаил Гулевский, начальник городского отдела экологии Марина Соловьёва и директор по экологии ОАО НЛМК Евгений Самсиков. Полагаем, что данный факт приводит так же к недоверию власти. Из всех фальсификаторов только Евгений Самсиков оставил свою работу. Другими же «защитниками природы» продолжают фальсифицироваться факты, и они по-прежнему остаются на государственной службе. А ведь государству наносился, и как мы понимаем, продолжает наноситься многомиллионный ущерб. Только за период с 2000 по 2005 год, принято решение о возвращении в казну РФ 280 млн. рублей (в ценах 2006 года). Однако ущерб государству исчисляется не только неуплатой за вред окружающей среде, но и освобождением предприятий от налогов на средства, вкладываемые в экологию. По заявлениям же руководства НЛМК ежегодно вкладываются миллиардные средства на экологическую модернизацию предприятия. Однако не всегда реконструкция предприятия приводит к снижению выбросов! В письме директора по капитальному строительству ОАО «НЛМК» В.А. Сизова (согласованное с начальником Управления промышленной экологии Е.А. Самсиковым) к заместителю начальника ФГУ «Главгосэкспертиза России» В.М. Вернигору говориться, что не всякая реконструкция производственных объектов ведет к сокращению выбросов. Например: реконструкция 1-го и 2-го кислородно-конверторного цехов, согласно этому письму, должна была привести к увеличению выбросов на 250 т. По сведениям, которые необходимо проверить, смета на реконструкцию была существенно занижена, что не могло привести к качеству очистки выбросов, а, следовательно, к их уменьшению. Необходимо проверить соответствие очистных сооружений Седьмой доменной печи проектной документации. Необходимо проверить внесенные изменения по удешевлению экологической части проекта, что не может способствовать улучшению экологической ситуации. Производство стали на НЛМК в 2005 году (период проверки Счётной палатой РФ) составило 8,47 млн. тонн. В 2010 году уже выплавлено 11,5 млн. тонн (137%) и планируется дальнейшее увеличение. Каким образом возможно снижение выбросов, заявляемое Росгосстатом РФ, если для этого не создано реальных предпосылок? Каким образом мог снизиться КИЗА (комплексный индекс загрязнения атмосферы) – да ещё и в три раза (!) – если уровни загрязнения по большинству сравниваемых веществ в 2008 году значительно выше, чем в 2000 году? Согласно закона «Об охране атмосферного воздуха» концентрация загрязнения атмосферного воздуха служит как бы «лакмусовой бумажкой» сравнения реальных валовых выбросов – и не составляет труда установить эти данные за 2008 год и последующие годы - методом сравнения. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в Липецке в 2006 - 2008 годах, по сравнению с проверяемым Счётной палатой РФ - 2005 годом значительно увеличился и даже превышает уровни 2000 года. В 2008 году уровни загрязнения по сравнению с 2000 годом составили: по взвешенным веществам от 12,5 до 33%; оксиду углерода на 70%; диоксиду серы на 50%; по сероводороду остались на уровне 2000 - 2003 годов, уровни фенола стали значительно превышать уровни 2001-2002 годов, когда валовые выбросы комбината достигали максимального уровня. Создается ситуация, которая даёт основания полагать, что валовые выбросы ОАО НЛМК в 2008 году никак не могли быть ниже, чем в 2000 -2003 годах и должны подходить к 500 тысячам тонн. Однако согласно сведениям, размещённым на официальном сайте Росгосстата РФ, уровни валовых выбросов всего города едва превышают 300 тыс. тонн (чему несказанно были удивлены специалисты счётной палаты). В 2008 году НЛМК произвёл 10,5 млн. тонн стали. А в 2010 году уже 11,5 млн. тонн или на 8,7 % больше! А валовые выбросы «продолжают искусственно уменьшаться» вопреки понятию ПДВ, установленному Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» и здравой логике. Полагаем, что подобное стало возможным в результате безнаказанной деятельности фальсификаторов. Необходимо заметить, что понятие ПДВ установленные Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» не учитывает того, что в населенной местности могут быть несколько предприятий загрязнителей. Этот «пробел» устранили Санитарные нормы и правила! В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 от 25.09.2007 года «САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ И САНИТАРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ»: 2.4. Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону. Следовательно, поскольку таких предприятий множество, включая Особую экономическую зону, которая была построена вопреки действующих норм и правил вышеуказанного СанПиН(а), то после строительства новых промышленных объектов – предельно-допустимые выбросы для комбината (ПДВ) должны быть значительно ниже установленных ранее. Всё, что будет больше сводного ПДВ для группы предприятий – должно быть признано сверхнормативными выбросами и взыскана плата за вред окружающей среде! Нас экологов, волнует не только вред окружающей среде, но и вред здоровью проживающим там людям. Как указывается в информационном бюллетене «Население и общество» № 22 (октябрь 1997 года) Центра демографии человека Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН – только среднегодовая концентрация взвешенных веществ в 0,265 мг/м3 – уносит из жизни более 500 человек для города с населением в 500 000 человек. Это сопоставимо с уровнями в Липецке. Разве по хроническому объёму эта цифра сравнится с общеизвестными авариями и катастрофами в последнее время? А ведь существуют и иные вредные вещества, превышающие свои концентрации и влияющие на жизнь и здоровье липчан. К сожалению, в Липецке не производятся постоянные замеры и контроль таких специфических веществ, как возгоны каменноугольных смол и пеков (полиароматические углеводороды (канцерогены), диоксины). А ведь согласно официально опубликованному государственному докладу Минздрава РФ «О состоянии здоровья населения РФ в 2005 году», Липецкая область входит в пятёрку областей с самым большим уровнем онкологических заболеваний - 388,2 случая заболевания на 100 000 жителей. От «лидирующей» области нас отделяют всего 6%. Стандартизированный показатель онкологических заболеваний в России в 2005 году составил 215,8 случаев. Следовательно, к тем случаям дополнительной смертности от воздействия взвешенных веществ необходимо добавить не менее 172 случаев смертности от онкологических заболеваний. Все эти показатели действительно соответствуют признакам «Критическая экологическая ситуация». А ведь жители города и области подвергаются воздействию и других вредных веществ от выбросов предприятий. Самый скромный подсчёт - даёт увеличение дополнительной смертности людей трудоспособного возраста по классам заболеваний, признанных связанными с экологией – 1200-1500 человек в год по сравнению с периодом 20 летней давности, когда государственный контроль все-таки существовал. Мы сознательно упоминаем понятие - контроль загрязнения атмосферного воздуха (мониторинг) атмосферного воздуха, поскольку реальный контроль загрязнения атмосферного воздуха в Липецке никем не производится! Согласно Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ: «Мониторинг - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов». Другими словами – это пассивное наблюдение за уровнями загрязнения и вредом природе и здоровью человека. Надлежащий же контроль включает в себя: «система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды». Одной из основных мер контроля является обустройство санитарно-защитных зон предприятий с целью недопущения превышения уровней вредных веществ на её границе и за её пределами в зоне проживания человека. Более 30 лет мы живём обещанием обустройства не то чтобы групповой санитарно-защитной зоны всех предприятий города, а хотя бы наиболее значительных предприятий-загрязнителей. Более 30 лет создается видимость каких-то телодвижений в этом направлении, однако этому, наверное, никогда не будет конца. Главный санитарный врач РФ Г. Онищенко в официальном письме от 17 апреля 2006 г. N 0100/4317-06-32 указал: «…несмотря на наличие законодательной и нормативной базы, работа по осуществлению госсанэпиднадзора за организацией санитарно-защитных зон промышленных предприятий, особенно в части переселения из них жителей, на территории Российской Федерации проводится крайне неудовлетворительно, а в отдельных субъектах вообще не проводится». Учитывая значимость ситуации и наносимый вред здоровью жителям города Липецка – Главный санитарный врач по Липецкой области до сих пор находится на занимаемой должности и использует результат своего бездействия, как «полигон» для диссертаций своих коллег и подопечных по заболеваемости и смертности в связи с загрязнённой окружающей средой. На многочисленные запросы о принятых мерах – регулярно получаем ответы о смехотворных штрафах к физическим и юридическим лицам, которые никаким образом не могут повлиять на улучшение атмосферного воздуха в городе Липецке! ПРОСИМ ПРЕЗИДЕНТА РФ: 1. Направить в Липецк для проверки природоохранной деятельности НЛМК - Счётную палату РФ. 2. По результатам проверки установить виновных лиц и снять их с занимаемых (государственных) должностей. 3. Взыскать платежи за вред, причиненный окружающей среде. 4. Обеспечить ГУ «Липецкий ЦГМС» необходимой материальной базой и средствами для обеспечения полноценного контроля в полном объёме (мониторинга) не только за основными химическими веществами, характерными для любого города не обладающего промышленностью, но и других специфических веществ – диоксинов, полиароматических углеводородов, тяжёлых металлов. 5. На государственном уровне – реорганизовать природоохранные организации в одну, способную контролировать природную среду и атмосферный воздух и отвечать за подобный контроль. 27.09.2011 года обращение составлено по поручению клуба «Эколог» членом клуба Павловым Вячеславом Александровичем. Члены клуба: |